Клуб Исторической Реконструкции Svartgjedde

Чёрная Щука

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Чёрная Щука » Кружки\секции. » Открытые уроки в школе.


Открытые уроки в школе.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

План:

1) Первая часть "историческая" 25 - 30 мин
1.1 основание древнерусского государства или "призвание варягов"
   - версии и мысли историков о этом факте
     - норманская теория
     - опровержения норманской теории
        -- русских ученых (Ломоносов, Соловьев и пр.)
        -- археологические (староладожская крепость и Аркона)
  1.2 развитие древнерусского государства в лице деятелей той эпохи
   - Олег Вещий и начало объединения
   - княгиня Ольга и древляне
       -- экономические реформы
   - князь святослав и его войны
       -- война с Волжской Булгарией
       -- война с Хазарским каганатом
       -- война с Византией
   - князь Владимир
       -- княжение в Новгороде
       -- бегство к викингам
       -- объединение Руси не без помощи наемников
1.3 заключение по истории Руси
   - из данный примеров видно о насыщенности тех времен событиями
   - версии о создании государства
   - многое остается непонятным в отрыве от общеевропейских событий

1.4 век 9-11 или "Эпоха викингов"
   - начало и конец эпохи
        -- нападение на о. Линдисфарн
        -- битва при Гастингсе
   -  достижение викингов
        -- 3 раза сожжен Париж и 2 раза Лондон
        -- гигантские выкупы
        -- молебны в церквях
        -- захват Англии
  1.5 викинги и Русь
    - значение термина "викинг"
    - викинги и варяги
        -- происхождение Рюрика
    - путь из ваяг в греки
        -- ибн Фадлан
    - отношение русских князей и викингов
        -- дружины русских князей
        -- наставник Святослава
        -- бегство Владимира
        -- замужество Ярославны на Гарольде
       
2) Вторая часть "отражение в культуре и современности" 5 мин
    - книги о викингах (Берсерк - Ольга Григорьева)
    - фильмы  о викингах ("Викинги" " И на камнях растут деревья" "Когда солнце было богом" "Беовульф")
    - сериалы о викингах ("Викинги")
    - даже компьютерные игры о викингах ("потерянные викинги" "Руна" "Асгард")

3) Третья часть "реконструкция и матерьяльная культура" 10-15 мин
  3.1 Реконструкция
    - остались не безучастными и люди и появилось такое хобби как реконструкция
        -- первыми "готская лига" 1811года
        -- реконструкция викингов в мире и в России
    - о реконструкции
        -- проверить на приктике выводы историков
        -- исторические эксперименты
        -- окунуться в эпоху
3.2 Матерьяльная культура (пройти по рядам и показать или пускай подойдут и посмотрят)
    - костюм
        -- плащ
        -- обувь
        -- пояс
    - оружие
        -- меч или топор
        -- щит
        -- лук
        -- копье
        -- кольчуга
    - быт
        -- кресало
        -- солонка
        -- посуда
    - ремесла
        -- все своим руками
        -- продемонстрировать фото
3.3 Наш клуб
     - отечественные и международные фестивали
     - ремесла
     - походы и исторические эксперименты

4) Четвертая часть "ответы на вопросы" 5 мин (часть переменки)

----------------------------------------------------------------------------------

Прикольно бы было приносить сундук  с вещами, чтобы открывать его, как "сундук со сказками" а из него доставать вещи и показывать. Переодеваться или вываливать их сразу скорее всего не стоит не стоит - будет отвлекать слушателей. По той же причине наверное не стоит приходить переодетыми, хотя над этим стоит подумать.

2

Когда и где проводим

3

Пока созвонились с муниципалитетом - они попросили от нас этот план чтобы предложить его школам.
Теперь ждем ответа.

4

Это нереально впихнуть в один урок. Когда я работал в школе, я проводил для детей подобные мероприятия. Подобная программа рассчитана по меньшей мере часов на пять-шесть. Огромный теоретический блок, воспринять который сможет только мотивированный старшеклассник. Ученики 7-9 классов не смогут воспринять информацию в таком объеме. Да и не нужна она им, у них на уме сиськи и письки.
Кроме того, далеко не всякая школа и не всякий учитель позволит перечить безумию школьных учебников. Кто из членов клуба видел их последний раз живьем? Я год назад видел и даже читал. Есть школьная программа, различия и отхождения от которой воспринимаются как ересь потому что, "в учебнике написано так" и "детей нужно готовить к ЕГЭ, а не тратить время впустую".

Несомненно, вся информация в этой программе полезна и необходима, особенно на волне роста патриотизма везде где только можно по стране. НО!
НО!
Во-первых, надо понять с какой целью мы будем это делать ежели представится такой шанс
Во-вторых, единичные посещения школ мало что дадут. Надо сделать цикл лекций-мастер классов-семинаров, разбив всю информацию уроков на 5.
Таким образом мы примелькаемся в школах, лучше узнаем детей, а может даже и родителей и как следствие увеличим поток новобранцев в кружки и в клуб. Кроме того не стоит забывать о том, что администрации школ мы тоже можем понравиться и они нас будут звать на показухи за звонкое золото или за рабов.

Спасибо за внимание, задолбался писать, если будет интересно расскажу школьную схему на словах при личной встрече.
ЙоХо!

Отредактировано Владимир (6 Ноя 2013 22:51:46)

5

Договорились - обсудим при встрече то что ты не написал.

А так - все вполне реально уложить в один урок. По каждому пункту в историческом блоке будет сказано буквально пара строк, чтобы не идти в разрез и чтобы быстрее перейти к сути.
Основная часть это реконструкция и матерьяльная культура - акцент на ней.
Цель набор в клуб и в секции (именно в таком порядке). Поэтому ориентируемся на старшекласников 10-11, ну хотя-бы 9 класс.

Про цикл занятий и "премелькаться" не думал - можно и так. Пока задача - ураганно входить в учебные заведения оставляя детей с ощущением чего то класного но возможного.

6

Согласен с Вованом... Если все это укладывать в один урок, то надо теоретическую базу ужимать очень сильно - нереальный объем информации.

7

Только что позвонил Сережа. Одна отчаянная школа согласилась пустить нас с этой программой к себе. 6 уроков, 8ые классы, 14 и\или 21 декабря.

8

Я могу быть 14-го.

9

Я могу, если понадоблюсь:)

10

И 14 и 21 смогу быть, если нужна, рассказать смогу далеко не все...вернее практически ничего)))

11

Я могу 14-го.

12

1.1 основание древнерусского государства или "призвание варягов"
Призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.
Для прекращения внутренних конфликтов решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»)   
В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. (Иоакимовской летописи)
„Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“
Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород

  - версии и мысли историков о этом факте
Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
    - норманская теория
Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным
Широкую известность в России норманнская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук
    - опровержения норманской теории
        -- русских ученых (Ломоносов, Соловьев и пр.
)
Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства[2], активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен

В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым[7]) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
+ "«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти."
+Д. С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
        -- археологические (староладожская крепость и Аркона)
ркона (Яромарсбург) — город и религиозный центр балтийских полабских славян — руян, входивших в племенной союз лютичей. Город Аркона существовал до XII века,
В 1168 Аркона была разрушена датчанами при короле Вальдемаре I.
В 2000х были найдены остатки крепости на противоположном от современного города берегу. Они датируются 5-6 веком и имеют следы огня и воткнутые наконечники стрел (следы штурма)

13

1.2 развитие древнерусского государства в лице деятелей той эпохи

   - Олег Вещий и начало объединения
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем. Но кто он?
Согласно «ПВЛ», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.
Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир.
Никоновская летопись приводит подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. (По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.)
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, оставив возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм - поставить на колёса корабли.  Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. (события этого похода сомнительны - возможно лишь дань не доходя Константинополя). В этом договоре Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем.
В 912 погибает при легендарных обстоятельствах - укус змеи (другие версии?)

  - князь Игорь
После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Древнерусского государства. В 903? году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу незнатного рода, «от языка варяжска».
В 914 году Игорь завоевал древлян и возложил на них дань больше Олеговой. В 915 году, двигаясь на помощь Византии против болгар, на Руси впервые появились печенеги[2]. Игорь предпочёл не препятствовать им, но в 920 году сам провёл против них военный поход.
Походы на Царьград 941—944 годов. В морском бою огромный русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 вернулся домой.
В 944 году (943), Игорь собрал новое войско из варягов, руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупреждённый византийский император (Роман I Лакапин) выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю. Одновременно выслал дары и печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад.
В следующем 944 году, Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Таким образом, он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.
Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам (древляне не числились в составе войска). Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение отпустив основную дружину вернуться и собрать еще. Узнав об этом  древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.

   - княгиня Ольга и древляне
В 942 году жена Игоря княгиня Ольга родила Святослава, ставшего через три года князем под опекой матери.
По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.
Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Но и после совершеннолетия Святослава она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
       -- экономические и прочие реформы
Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».
Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга (в крещении имя Елена) пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»

   - князь Святослав и его войны
точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964.
«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“».[12]
С 963? победоносно воевал с волжскими болгарами, буртасами и хазарами, разрушил главный хазарский город, Саркел на Дону, проник до Киммерийского Воспора, победив ясов и косогов и, очистив все течение реки Волги, возвратился прежним путем к Киеву. В целях окончательного закрепления за русской торговлей течения Волги С. предпринял еще поход на вятичей, живших на верховьях Оки, т. е. на пути из Киевской Руси к Волге.В конце совершив поход на юг в район Кубани и вступил в Тмутаракань как "русский каган"
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию по просьбе Византии(дань ~455кг зол.). После войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков»
К 968—969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары (или византийцы), а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен.
Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском. Захватывает Доростол и столицу Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.
Война с Византией (970—971) - болгары попросили помощи у Византии, тоже обеспокоился вторжением русов. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение, большие потери, но Святослав отступил, лишь взяв большую дань, включая и на погибших воинов.
В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам
23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.
Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра[22]. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии.
По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб


Вы здесь » Чёрная Щука » Кружки\секции. » Открытые уроки в школе.