Клуб Исторической Реконструкции Svartgjedde

Чёрная Щука

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Чёрная Щука » костюм и быт » костюм на мордву мокшу 9-11 век


костюм на мордву мокшу 9-11 век

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Источников для реконструкции мордвы немного, но хватает.

Основные источники для реконструкции:
1. Белицер В.Н.  Народная одежда мордвы, 1973
2. Р.Ф. Воронина. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы VIII-XI вв, 1974
3. В. Ястребов  Лядинский и томниковский могильники тамбовской губерний.
4. Седов В.В. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987
5. В.Н. Мартьянов Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши VIII-XI веков
6. Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э., 1966. Статья доступна на http://archcostume.narod.ru/efimova.htm
7. Алихова А.Е. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928 гг., 1969.
8. Воронина Р.Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец 9-начало 11 в., 2007.
9. Н. И. Спрыгина. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской Губернии, по материалам экспедиции 1925 г. //Средне-Волжский Пензенский областной музей, выпуск 3. Пенза, 1929г.
10. Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.

Отдельно стоит отметить:
1. материалы  выставки Тамбовские древности (Выставка археологических экспонатов, добытых из могильников Крюково-Кужновского, Елизавето-Михайловского, Лядинского , а так же Давыдова городища, расположенных в Моршанском и Тамбовском районах, VII-XII вв.
2. исследование Cелюн Д.В. (aka Микула), опубликованного на сайте http://south-rus.org/forum/viewtopic.php?f=5&t=149 

Для составления своего костюма я использовала еще и этнографические материалы, например: Мартыньянов В.Н. Мордовская национальная вышивка

Итак, что у меня получилось в рамках основы моего паспорта:

Этнос:  Среднецнинская мордва-мокша
Регион:  Тамбовская область (материалы Лядинского, Томниковского и Крюково-Кужновского могильников).
Статус:   Замужняя женщина из семьи с средним достатком.
Период: IX-XI век

Состав костюма:

1. Рубаха нижняя льняная
Покрой: прямой покрой из 4 полотнищ (одно перегнутое полотнище, к которому по бокам пришивались два полотнища такой же ширины), округлый ворот с небольшим разрезом спереди, длинные узкие рукава, швы ручные льняными нитями. Длина рубахи - ниже колена.
Материал: домотканый лен
Детали:  некрашеная, без вышивки
Источник реконструкции: Р.Ф. Воронина. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы VIII-XI вв, 1974 (стр. 33-37);  Белицер В.Н.  Народная одежда мордвы, 1973 (стр. 52).
http://uploads.ru/i/v/b/2/vb2GE.jpg
http://uploads.ru/i/3/f/A/3fA7r.jpg
http://uploads.ru/i/U/V/9/UV9Qa.jpg

2. Рубаха верхняя из тонкой шерсти
Покрой: прямой покрой из 4 полотнищ, округлый ворот с небольшим разрезом спереди, длинные узкие рукава, швы ручные. Длина рубахи - ниже колена.
Материал: магазинная шерсть саржевого плетения
Детали:  неокрашено, вышивка шерстяной нитью по швам, вороту, рукавам, подолу
Источник реконструкции: тот же, что и для рубахи нижней, для реконструкции вышивки — Мартыньянов В.Н. Мордовская национальная вышивка

«Один из видов вышивки, употреблявшийся для изготовления одежды,
«...представлен тканью из шерсти, причем на одном обрывке
отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. Нитка, при помощи
которой изготовлялся орнамент, в настоящее время имеет более
светлый тон» (Рыков П.С., 1930, с. 37). Наличие вышивки зафикси-
ровано и в других археологических памятниках мордвы: «В Курман-
ском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные
цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения.
В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной
саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены
кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани
иного, чем нити, цвета» (Ефимова Л.В., 1966, с. 134).»

В реконструкции вышивки используем  несложный мотив из традиционных мордовских вышивок в виде косой клетки, вышитой двойной крученой шерстяной нитью красного цвета, — по подолу (неточное соответствие приведенному ниже рисунку — без орнамента ниже косой клетки):
http://uploads.ru/i/L/I/B/LIBDb.png
Вдоль швов используем мотив из некрупных ромбов, также вышивая их двойной крученой шерстяной нитью красного цвета.

3. Рубаха верхняя шерстяная теплая
Покрой: прямой покрой из 4 полотнищ (одно перегнутое полотнище, к которому по бокам пришивались два полотнища такой же ширины), округлый ворот с небольшим разрезом спереди, длинные узкие рукава, швы ручные льняными нитями. Длина рубахи - ниже колена.
Материал: магазинная шерсть полотняного плетения
Детали:  окрашено мареной, отделка рубленным оловянным бисером и бронзовыми литыми пуговками  по швам и подолу рубахи
Источник реконструкции: тот же, что и для рубахи нижней. Реконструкция вышивки по: Материалы по археологии мордвы 8-11вв.  на основе  экспонатов Моршанского краеведческого музея, Дневника археологических раскопок П.П. Иванова. , 1952. , приведенные в  исследовании Cелюн Д.В. (Микула), 2009, http://south-rus.org*; В. Ястребов  Лядинский и томниковский могильники тамбовской губерний.
* далее ссылки на этот источник обозначаются как  «Cелюн Д.В. (Микула)»
http://uploads.ru/i/I/4/w/I4wYg.jpg
http://uploads.ru/i/O/a/B/OaByl.jpg
«Погребение 433 – Описание, данное Ивановым П.П.: « Вдоль бедренных костей расположены в два ряда оловянные пуговки, которые были пришиты в виде ленты на одежде – рубахе?» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 138) Ряды пуговок расположены значительно шире, чем швы на мокшанской рубахе. Больше похоже, что пуговками обшиты края рубахи.»
Источники по оловянному бисеру и вышивке:
http://uploads.ru/i/Y/b/4/Yb4FR.jpg
http://uploads.ru/i/F/j/6/Fj6L9.jpg

4. Порты льняные
Покрой: два куска ткани, сложенные по продольной нитке с прямоугольной вставкой и треугольными клиньями
Материал:  домотканый лен, неокрашено
Источник реконструкции:  Седов В.В. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, (стр. 104); Белицер В.Н.  Народная одежда мордвы, 1973 (стр. 32)
http://uploads.ru/i/m/3/B/m3BzV.jpg

5. Порты шерстяные
Покрой: аналогичен покрою льняных портов
Материал: магазинная шерсть саржевого плетения "елочка"
Детали: неокрашено
Источник реконструкции: тот же, что и для льняных портов + по плетению - Cелюн Д.В. (Микула)

http://uploads.ru/i/s/Q/D/sQDaZ.jpg

6. Обувь, Онучи, Оборы, Украшения для обуви
Покрой: Мягкие ботинки свободного покроя с тонкой и мягкой подошвой, с высоким верхним краем, обтянутым вокруг лодыжки, нос ботинка острый, слегка приподнят, сзади к заднику прикрепляются два кожаных ремня (оборы), фиксируемые между собой с помощью шнура, передний край ботинка по шву иногда украшался специальным украшением (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.;Воронина Р.Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец 9-начало 11 в., 2007.)
Материал: кожаная обувь, кожаные оборы, онучи из грубой шерсти (ширина 10-11 см, длина от 1,20 до 2,5 м)
Детали:  оборы украшены бронзовыми спиралями, обувь украшена бронзовым украшением, крепится к нижней части обор и обуви по шву, соединяющему подошву и верх обуви.
Источник реконструкции: Седов В.В. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987; Р.Ф. Воронина. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы VIII-XI вв. (стр.33-37);  Селюн Д.В. (Микула), В.Н. Белицер. Народная одежда мордвы, 1973г. , Н. И. Спрыгина. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской Губернии, по материалам экспедиции 1925 г. //Средне-Волжский Пензенский областной музей, выпуск 3. Пенза, 1929г. Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.;Воронина Р.Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец 9-начало 11 в., 2007.
http://uploads.ru/i/o/1/p/o1pOz.jpg
«Женщины и мужчины носили кожаную обувь типа поршней. От щиколотки и до колена онучи плотно обматывались двумя ремешками – оборами, которые застегивались пряжками. Оборы украшались спиралями и прямоугольными обоймицами. Наличие онучей, используемых как женщинами, так и мужчинами указывает на употребление длинных штанов. »
«… ременные узкие оборы от обуви, обвитые узкою плоскою серебряною проволокою.»
«В кожаной основе обор, на краю, сделан небольшой разрез, в него пропущен узкий кожаный шнурок и завязан узлом. Таким образом, после наматывания обор на голень, концы их просто связывались между собой кожаными шнурами, пропущенными через разрезы на краях.»
http://uploads.ru/i/O/m/M/OmMCU.jpg

Украшения обуви:
http://uploads.ru/i/O/a/B/OaByl.jpg
http://uploads.ru/i/I/7/O/I7OxD.jpg

7. Набедренники
Покрой: несшитый кусок ткани, сфиксируемый на талии дисковидной бляхой
Материал: магазинная шерсть
Детали: окрашено в бордовый цвет мареной
Источник реконструкции: Cелюн Д.В. (Микула); материалы выставки Тамбовские древности (Выставка археологических экспонатов, добытых из могильников Крюково-Кужновского, Елизавето-Михайловского, Лядинского , а так же Давыдова городища, расположенных в Моршанском и Тамбовском районах, VII-XII вв.)*;
*далее – Тамбовкие древности
«… Вдоль бедренных костей остатки оловянных пуговок, которыми были обшиты боковые стороны одежды-рубахи». (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 176) В данном погребении заметны четыре линии декора, состоящие каждая из двух рядов пуговок. Две крайние линии идут от груди и до самого низа одежды, чётко указывая на то, что они принадлежат длинной плечевой одежде в виде рубахи. Расположены они гораздо шире швов мокшанской рубахи и находятся на боковых сторонах рубахи, как это указано автором раскопок. Такое расположение декора не характерно для рубах мокшанского кроя. Две средние линии пуговок начинаются от поясницы и расположены гораздо ближе друг к другу, чем швы на мокшанской рубахе. Скорее всего, они принадлежат набедренной одежде типа славянской понёвы, фиксируемой на талии дисковидной бляхой.»
http://uploads.ru/i/o/f/x/ofxa9.jpg
! Реконструкция костюмов мокши (в виду серьезной критики представленной реконструкции, используется для реконструкции только поясной бляхи)
http://uploads.ru/i/a/0/r/a0r3p.png
«Круглые а журные пряжки, бронзовые, попадались редко, всегда на животе. Вероятно, служили для застегивания пояса.»
http://uploads.ru/i/6/Y/W/6YWcm.png
http://uploads.ru/i/w/X/f/wXfbV.jpg
В реконструкции набедренников допускаем использование ажурной бронзовой пряжки для фиксации двух половин полотна или круглой сюльгамы и поверх нее круглой бляхи: с последней не ясно, каким образом она крепится (за что держится?).
«В отверстии для дверки приходилось наблюдать остатки тонкої ткани, защемленной дверкой. Их всегда находили язычком вверх .»
О сюльгамах у Ястребова: «....в одном случае такие пряжки найдены были под круглой плоской пряжкой с откидною дверкой. Повидимому, пряжки рассматриваемого типа слу­жили для застегивания одежды, а отчасти и для украшения ее...»

8. Головной убор
Головной убор состоит из следующих элементов:
Венчик (Очелье)
Височные привески
Шерстяное полотно, фиксируемое венчиком, разрезаемое на ленты от темени -примерно по 3-4 см. Ленты украшены бисером (шерсть окрашена в бордовый цвет — чем?)
Источник реконструкции:  Cелюн Д.В. (Микула);  Р.Ф. Воронина Лядинские Древности. Из истории мордвы-мокши конец 9 – начало 11 века; В. Ястребов  Лядинский и томниковский могильники тамбовской губерний.

Крюковско-Кужновксий могильник п. 290
http://uploads.ru/i/w/X/f/wXfbV.jpg
"Украшения: на теменной части черепа остатки головного убора из шерстяной материи в виде лент, обшитых сплошь оловянным мелким бисером цилиндрической формы. Концы лент спускались на спину."
http://uploads.ru/i/3/M/o/3MoIL.jpg
http://uploads.ru/i/0/J/n/0Jnbl.jpg
http://uploads.ru/i/o/h/x/ohxmN.jpg
http://uploads.ru/i/2/V/N/2VNEY.jpg
http://uploads.ru/i/P/z/E/PzESw.jpg
http://uploads.ru/i/b/f/I/bfILv.jpg

Прическа
Семь кос, каждая из которых намотана на полочку и обвита ремнем с медным металлическим набором (вид ниже)
http://uploads.ru/i/W/G/x/WGxfw.png

"У девиц на одеянии гораздо меньше гремушек, а в протчем почти ничем не разнится их одежда, только что не носят женских шапок. Ныне многие из них по Российскому обыкновению плетут косу с лентами и косником. Но по старинному обычаю плели из волос на затылке по осьми и девяти малых, а на обеих сторонах позади ушей по одной большой косе, и в сии две косы вты-кали поперек спицы с шелехами и другими гремушками; а в каждой косе был вплетен шерстяной длинный шнурок и заткнут за пояс. Потом видел я на Волге, что мордвинские жены заплетали свои волосы с черною овечьею шерстью в широкую до коленъ простирающуюся косу." (П. Паллас "Мордва с берегов реки Пьяны Нижегородской губернии" (статья 1769 г.) Опубликовано :  "Физическое путешествие по разным провинциям Российской империи, бывшее в 1768 и 1769 гг.," С.-Петербург, 1809 г. )

Далее, самое интересное.
9. Украшения
Комплект украшений включает в себя:
Сюльгама (для фиксации ворота нижней рубахи, для фиксации ворота верхней рубахи)
Браслеты
Ожерелье (тройное)
Кольца
Источник реконструкции:  Cелюн Д.В. (Микула); Тамбовские древности; В. Седов Финно-угры и балты в эпоху Средневековья; В. Ястребов  Лядинский и Томниковский могильники тамбовской губерний.

Для реконструкции ожерелья:
Ожерелье из погребения № 169 Крюковско-Кужновского могильник
http://uploads.ru/i/X/6/k/X6kgc.jpg
http://uploads.ru/t/H/Q/R/HQRtk.jpg
http://uploads.ru/t/Z/z/w/ZzwQD.jpg

Схожее ожерелье, где видны лапки лучше (на третьем уровне) и четырехлистники (на первом):
http://uploads.ru/i/r/F/L/rFLgQ.jpg

Бубенчик (в материалах Ястребова):
http://uploads.ru/t/S/1/P/S1PWH.png

В реконструируемом ожерелье: 1 уровень  - бубенчики, 2 уровень — бубенчики чередуются с четырехлистниками, 3 уровень — утиные лапки, все на кожаном шнуре, соединяемом, как показано на фото.

Для реконструкции браслетов:
http://uploads.ru/t/a/0/r/a0r3p.png
http://uploads.ru/t/w/X/f/wXfbV.jpg
http://uploads.ru/i/S/k/d/SkdBm.png

Для реконструкции колец:

http://uploads.ru/i/F/m/J/FmJsX.png

Для реконструкции сюльгамы:
http://uploads.ru/i/P/M/O/PMOCE.png
http://uploads.ru/t/Y/X/s/YXs5E.png

Отредактировано Tarsomys (28 Апр 2012 11:20:20)

2

Ниже мой костюм в моем же изображении:
http://uploads.ru/i/X/Q/a/XQari.jpg Все вместе (рубаха шерстяная)
http://uploads.ru/i/1/I/A/1IAjt.jpg Справа нижняя рубаха льняная, слева -верхняя из легкой шерсти.

Из важного про размерность ткани (цитирую vseslava c форума Южной Руси):

Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Москва 1973.: «Так, например, посконный холст – котф (м), коцт (э), - из которого шили женские будничные рубахи, ткали на двух подножках. Ширина его была обычно 35-37 см.» стр. 23 «Сукно и полусукно ткали на том же ткацком стане, что и холст, но бердо было несколько большего размера (72-75 см), чем при тканье холста.» стр. 24

"Из археологических источников мы имеем - шерсть, 33см шириной (головные покрывала, описаные Красновым, + Воронина Р.Ф. в статье ссылается на Ефимову Л.В.) - шерсть 60-70см шириной ( по прорисовкам П.П. Иванова). Еще имеем лен, "высокого качества", но о его ширине ничего не известно.
И варианты кроя - либо сравнимо с рубахой из Залахтовья (если 60-70см), либо с этнографическими мокши\эрзи (если 33-35см). "

Отредактировано Tarsomys (8 Апр 2012 20:05:28)

3

шик

4

Marikon, :)

Теперь несколько пояснений и советов, которые могу высказать на сегодняший день - пока для девушек, так как мужским костюмом я займусь чуть позже.

1. Статус и головной убор. Я выбрала изначально незамужнюю женщину не просто так: по мнению Ворониной покрывало - это одежда замужних женщин, а Мартыньянов считает, что накосник - это также необходим замужней даме в 10 века. Мне совершенно не хотелось возиться с накосником и покрывалом - и очень хотелось сделать ленточки. Но тем не менее, я все равно планирую делать накосники простого вида и мои ленточки все же являются покрывалом, поэтому статус мне пришлось пересмотреть. Так же помимо выше описанных  головных уборов есть альтернативный вид, описанный в статье В.Н. Мартьянова "Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши VIII-XI веков". Результат его реконструкции можно посмотреть на форме Южной Руси у вот этой барышни - Паспорт костюма мордвы мокши

Варианты отличные от описанного мной выше:
http://uploads.ru/i/n/H/1/nH1QI.jpg (Воронина)
http://uploads.ru/i/x/s/i/xsimK.jpg (Мартыньянов)

А это - полная реконструкция у Ворониной: http://uploads.ru/t/C/c/4/Cc49X.jpg

2. Очень много украшений представлено в материала Ястребова Здесь -не очень приметная навигация слева - позволяет прочитать все исследование по-странично и рассмотреть все находки.

3. Набедренники - тема очень спорная. Следует иметь в виду.

4. Я выбрала минимум украшений, а ведь еще есть бусы, гривны, подвески, сюльгамы с привесками и т.д.

В заключении, не могу не сказать, что мои ручки чешутся сделать этот костюм, потому что это истинно женское - обвешаться кучей звенящих подвесочек, бусиков и украшений. Против этого не может устоять ни одна дама, как мне кажется. Мордовскую же женщину, как говорят, сначала услышишь, а потом увидишь.

Отредактировано Tarsomys (8 Апр 2012 20:29:34)

5

Отредактировала материал выше: слишком мало в находках тканей льняных да конопляных, чтобы допускать, что была распространена одежда верхняя льняная. Скорректировала и по плетению ткани, поскольку хорошо прочитала статью у Ефимовой. А так как еще и заказала ткань уже, добавила и про цвет.

Также добавила описание ботинок, в принципе собранное по дискуссиям на Южной Руси. Как я вижу, в качестве обуви возможны несколько вариантов: новгородские ботинки, славянские поршни и вот подобные описанному попытки реконструировать обувь.

Пояс
Важная деталь костюма, о которой у меня не было никаких данных - это пояс.  Хотя у Седова (ссылается на Воронину) отмечено, что пояса у женщин были плетеные и кожаные, я так и не нашла упоминаний находок кожаных ремней в женских захоронениях. А вот полотняные, тканые на дощечках - это этнография (упоминает Белицер). Уточню, что мордовки часто носили рубашки, подпоясав и с очень большим напуском. Буду делать.


Вы здесь » Чёрная Щука » костюм и быт » костюм на мордву мокшу 9-11 век